Традиционный экран телевизора выводит изображение с пропорциями 4×3, но человек имеет 2 глаза, расположенных так, что их оптические оси лежат в горизонтальной плоскости относительно головы. Это означает, что с прямоугольной картины человек воспринимает больше информации по ширине, чем по высоте. Отсюда следует, что для большего удобства восприятия кинофильмов, намного лучше, если кадр изображения имеет более широкий формат. Условно широкоэкранный кадр обозначают как 16×9, но в действительности различают несколько видов широкоэкранных форматов: 1:1.77, 1:1.85, 1:2.2 (анаморфный), 1:2,35 (анаморфный).
При съемке на киноленте кадры имеют пропорцию 4×3, но оператор так выбирает план (с помощью прицельных рамок), чтобы лица героев преимущественно располагались в верхней части кадров. Далее, после монтажа, происходит формирование двух версий кинофильма: для проката в кино и для записи на другие видеоносители. Для проката в кино исходный кадр киноленты обрезается в верхней части при копировании с помощью оптического преобразования (шторки и линзы). Но для подготовки видеоверсии с форматом кадра 4×3 монтажным инженерам приходится решать очень трудоемкую задачу выделение из исходных кадров областей с форматом 4×3. Этот процесс очень кропотливый, так как в разных сценах на переднем плане могут находиться различные объекты, и чтобы акцентировать внимание зрителя на нужный объект, приходится для каждой сцены задавать специфическое положение «рамки» кадра 4×3.
Чтобы лучше уяснить механизм формирования кадров различных форматов, рассмотрим пример. Ниже представлены: полный кадр кинофильма, широкоэкранный вариант для кинотеатра и кадр для видео.
В итоге, выделение кадров схематически можно изобразить следующим образом:
На данной схеме различными цветами показаны границы формируемых кадров. Как уже говорилось выше, рамка кадра 4×3 перемещается и изменяется в размерах в зависимости от характера сцены. На следующих примерах иллюстрируется работа монтажного инженера.
Ниже приведена таблица соответствия форматов кадра и разрешения цифрового видеопотока.
Формат кадра | Пропорции | MPEG-2 | MPEG-4 (DivX ;-) |
---|---|---|---|
4×3 (узкий экран) | 1:1.33 | 1440×1152 (HDTV, 1536×1152) 720×576 (DVD-9, PAL 768×576) 720×480 (DVD-9, NTSC сжимание до 640×480) | 768×576 640×480 512×384 448×336 384×288 |
16×9 (широкий экран) | 1:1.77 | 1920×1080 (HDTV) 1024×576 (DVD-9, PAL) | 512×288 |
1:1.85 | 720×480 (DVD-9, NTSC 720×390) | 592×320 | |
1:2.2 | 720×576 (DVD-9, PAL 1024×576 > 1024×464) | 704×320 640×288 ( 640x290) 528x240 | |
1:2.35 | 720×576 (DVD-9, PAL 1024×576 > 1024×436) 720×480 (DVD-9, NTSC 720×304) | 752×320 720×304 560×240 ( 564x240) |